Нормативные документы
по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по расчету величин государственных нормативов в расчете на одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра».
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 г. № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической и социальной помощи».
- Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
- Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».
- Письмо Минобрнауки России № ВК2101/07 от 31.08.2015 г. «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении».
- Письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 г. № ВК-2166/07 «Об организации обучения воспитанников ДДИ».
- Письмо Минобрнауки России от 06.02.2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи».
- Письмо Минобрнауки России № ВК1788/07 от 11.08.2016 г. «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Письмо Минобрнауки России № 07-3517 от 19.08.2016 г. «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги) отдела образования Грязинского муницпального района Липецкой области
- ПИСЬМО Минпросвещения России от 14.09.2020 г. No ДГ-1484/07 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. № Р-93 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью" (вместе с "Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью")
- ПИСЬМО Минпросвещения России от 19.05.2020 г. № ДГ-493/07 "О ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"
- ПИСЬМО Минпросвещения России от 10.08.2020 г. № ВБ-1589/07 "ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ"
- ПРИКАЗ Минпросвещения России от 31.07.2020 г. №373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
В рамках реализации мероприятий по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционный формат обучения Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет очередной пакет методических материалов для использования в работе.
По ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1 размещены и доступны для скачивания методические материалы в следующих разделах: в разделе «Ранняя помощь»:
1. Методическое пособие для специалистов системы ранней помощи «Педагогическая работа с семьей слепого ребенка первых лет жизни, находящейся в условиях самоизоляции». в разделе «Интеллектуальные нарушения»:
1. Методические рекомендации на примере урока по предмету «Окружающий природный мир» (1.2 классы СИПР);
2. Методические разработки уроков: предметная область «Искусство»,
изобразительное искусство (АООП, вариант - 1):
4 класс «Разноцветные краски»
5 класс «Дымковская игрушка»
3. Видеоуроки по профильному труду «Столярное дело» (АООП, вариант - 1):
8 класс - «Пороки и дефекты древесины»
8 класс - «Разметка и выпиливание криволинейной поверхности»
8 класс - «Ручной электрофицированный инструмент»
9 класс - «Деревообрабатывающие станки»
4. Видеоуроки по профильному труду «Строительное дело» (АООП, вариант - 1)
5 класс - «Нанесение первого окрасочного слоя»;
6 класс - «Штукатурно-малярные инструменты»;
7 класс - «Виды штукатурных растворов»
5. Видеоуроки по географии (АООП, вариант - 1):
6 класс - «Полезные ископаемые»
6 класс - «Реки Лена и Амур»
6 класс - «Реки Сибири: Обь и Енисей»
6 класс - «Реки Дон, Днепр, Урал»
6 класс - «Река Волга»
7 класс - «Зона субтропиков»
8 класс - «Реки и озёра Азии»
9 класс - «Растительный мир Московской области»
6. Видеоуроки по природоведению и биологии (АООП, вариант - 1):
5 класс - «Кто всем руководит?»
5 класс - «Здоровый образ жизни»
6 класс - «Что мы знаем о почве»
7 класс - «Растения - живой организм»
7. Учебно-дидактический материал, задания по учебным предметам и коррекционным курсам:
1. ИЗО - технологические карты (лепка, рисование, аппликация)
2. Человек - технологические карты (гигиена тела, одевание/ раздевание)
3. Инфографика для создания электронного альбома «Все обо мне»;
4. Домоводство: технологические карты по уходу за вещами, уборке,
приготовлению пищи (это актуально для организации занятости ребенка дома).
в разделе «Нарушения речи»:
1. Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.).
(Материалы подготовлены ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» и размещены на сайте http://ege.pskgu.ru/mdex.php/дистанционное-обучение.html).